Грамотность и культура речи..."для сомневающихся"

(автор рассылки Алексей Мурнаев)

amur@megalog.ru
http://russian.enjoy.ru

ВЫПУСК 5

НАЧНЕМ ПОТИХОНЬКУ

Сегодня (11.03.2000) в выпуске:

ПРИЗ ПОБЕДИТЕЛЮ ПРОШЛОГО КОНКУРСА !!!


Как вы помните, в прошлом выпуске было предложено ответить на несколько легких вопросов по орфографии и пунктуации. Первому читателю, правильно ответившему на все пять вопросов (а пятый был несколько с подвохом... в том смысле, что я сам не знал на него ответ) было обещано место на страницах рассылки для обращения к народу !!! Целых три строчки!!! (Мне, честно говоря, не жалко и 20 строчек для такого дела, но все знают, чьим братом всегда был талант).

И вот я могу теперь объявить имя победителя... вернее, победительницы-триумфаторши!!! Это (барабанная дробь, меркнет свет, занавес мееееедленно поднимается... )

ИРИНА ЧИЧМЕЛИ (EIRENA CHICHMELI)! !!!!!!!!!!!!

Вот ее слова: "Давайте будем свободно владеть (писать, говорить, изъясняться и выражаться) не только иностранным, но и РОДНЫМ (в том числе и не русским) языком. За державу обидно... "

(маленький комментарий автора рассылки: я думаю, Ирина имела в виду не столько свободное владение иностранным языком в противовес русскому, сколько необходимость усиления тяги к овладению именно родным языком, подъему авторитета родного языка.
Хм, комментарий получился побольше самой реплики.)


ПОСОБИЕ ПО ПУНКТУАЦИИ В ОДНОМ ФАЙЛЕ! (для сомневающихся)

Некоторая задержка (заметили?) с выпуском рассылки была вызвана двумя причинами:
1) расслаблением шести- семи- восьми- девятимартовским;
2) подготовкой к публикации пробного варианта интерактивного пособия по русской пунктуации.

Его идея проста, как все гениальное: авторы пособий по русскому языку пишут подробные объяснения правил, приводят много примеров, дают упражнения -- а воз и ныне, как говорится, там. Причина этого в следующем -- не так уж трудно выучить правило, запомнить все его пункты. Но вот когда дело доходит до упражнений... не удается соединить выученный пункт правила с конкретной словесной комбинацией в конкретном предложении. Тут бы знать, какой пункт сработает -- и все, ставим знак правильно. Одним словом, "знаем прикуп -- живем в Сочи" (всегда хотел узнать у самих сочинцев, что они думают насчет прикупа...).

Так вот я и сделал пособие, в котором по нажатию мышки мы попадаем из этого самого упражнения в тот самый нужный пункт. Все это происходит без переворачивания страниц и вождения пальцем по строчкам. На вашем экранчике. Очень просто.
Хотите проверить себя? Даже не надо отвечать, вижу, что полны решимости. Тогда сделаем так: вы прочитаете сейчас правило, которое идет дальше в рамочке, сделаете тренировочное упражнение, а потом...

...распечатаете контрольное упражнение на принтере ( если нет оного, просто скопируйте его в любой текстовый редактор, тот же Word) и расставите знаки, они же запятые! Еще круче можно сделать так: вы СНАЧАЛА делаете контрольное упражнение, а потом уже читаете правило. Сначала, так сказать, стулья...

По рукам?
Тогда приступим...

ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

I. Обособление согласованных определений

Определения обособляются (выделяются с двух сторон запятыми):

1) в любой позиции, если относятся к личному местоимению:

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!
Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул. (к упражнению)

2) если распространенные согласованные определения cтоят после определяемого существительного:

Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по позициям.
Сравним: Стоявшие вместе офицеры разъехались по позициям. (к упражнению)

3) если два (и более) одиночных согласованных определения стоят после определяемого слова и соединены союзом И (но они не выделяются, если на них падает логическое ударение) или если перед определяемым словом есть еще определение:

Из окопов, близких и дальних, сбегались бойцы.
В институте было много новых лиц, молодых, веселых. (к упражнению)

Примечание: не выделяются определения, тесно связанные по смыслу с определяемым словом, если без них предложение теряет или меняет смысл, если на них делается логическое ударение:
Он имел вид растерянный и виноватый. (к упражнению)
Также не выделяются определения, стоящие после неопределенных местоимений...
Что-то похожее на радость было в его глазах.
...или после местоимений весь, все в значении обобщения:
Все пришедшие в школу были приглашены в актовый зал. (к упражнению)

4) если согласованные определения, стоящие впереди определяемого слова, имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное (потому что...) или уступительное (хотя...)). В противном случае они не обособляются:

Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.
Сравним: Привлеченные светом бабочки мешали читать. (к упражнению)

5) если определению, отделенному от существительного, придается самостоятельное значение и оно отделено от определяемого слова другими членами предложения:

Та память вынесенных мук живет, притихшая, в народе. (к упражнению)

УПРАЖНЕНИЕ. Скопируйте предложения в окно текстового редактора или распечатайте их на принтере. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
2) Все сильней биенье крови в теле раненном тоской.
3) Разморенные жарой люди двигаются медленно, вяло.
4) Похожая на застенчивую невесту деревня была видна издалека.
5) Над Ветлугой спустились сумерки теплые и тихие.
6) Увлеченная книгой Тоня не заметила, как кто-то перелез через гранитный выступ.
7) Она встречала гостей строгая и равнодушная.
8) Стрелы пущенные в него упали жалкие обратно на землю.
9) Ветер затухший ненадолго ударил с новой силой, поднимая с дороги желтую пыль едкую и удушливую.
10) Тополя покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом теплым и ласкающим.
11) Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу.
12) Взволнованная она не знала, что отвечать.

Контрольное задание: скопируйте предложения в окно текстового редактора или распечатайте их на принтере. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Погруженный в свои мысли Сергей ничего не ответил на вопрос, а лишь помотал головой.
2) После дуэли Пушкин лежал в своем кабинете окруженный книгами.
3) К нам стали подходить гулявшие в саду знакомые.
4) Все знали, что Кутузов одарен храбростью доходящей до героизма.
5) Муромский считавший себя отличным наездником дал лошади волю и внутренно был доволен случаем избавившим его от неприятного собеседника.
6) Софья Павловна улыбающаяся напудренная и подкрашенная похожая на большую нарядную куклу сидела на диване с двумя сестрами подпоручика Михина.
7) Рассеянно пробегая глазами газетный лист, я наткнулся на его фамилию и заинтересованный прочитал следующее...
8) Менеджер торгового отдела приблизился к Романову с видом веселым и дружелюбным.
9) Говоривший до этого мгновения очень тихо профессор неожиданно повысил голос и нахмурился.
10) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.
11) Лагерь мы разбили в местности дикой и пустынной.
12) В шуме реки есть что-то схожее с колыбельной.
13) Памятные подарки получили все приглашенные на конференцию.
14) Патриарх стоял строгий и задумчивый сосредоточенный на молитве.
15) Книги он читал всегда толстые и серьезные, как я заметил.
16) Море я увидел сразу темно-синее усыпанное силуэтами кораблей и лодок.


Комментарии

Согласованные определения стоят в том же роде, числе, падеже, что и определяемое слово (нового (Р.п.; ед.ч.; м.р.) костюма (Р.п.; ед.ч.; м.р)
Личные местоимения: Я, ТЫ,ОН,ОНА,МЫ,ВЫ,ОНИ и их падежные формы (ему, ей, нас...)
Распространенное определение -- это словосочетание, а не одно слово
Неопределенные местоимения: КТО-ТО ЧТО-ТО КОМУ-ТО... и т.д.
Вверх

Ну как, справились? Молодцы. Это вам не в школе, тут мы на себя работаем, а не на журнал :))
Особо внимательные могут спросить: а как понимать заявочку автора "пособие по русскому языку в одном файле"? Здесь же только про определения!
Согласен с вами. Полное пособие одним файлом за скромное вознаграждение можно получить по почте от автора, связавшись с ним (то есть мной :)) по адресу, указанному наверху (причастный оборот обособляем :))).
Успехов! Жду писем!
Вверх