Грамотность и культура речи..."для сомневающихся"

(автор рассылки Алексей Мурнаев)

amur@megalog.ru
http://russian.enjoy.ru

ВЫПУСК 2

НАЧНЕМ ПОТИХОНЬКУ

Сегодня (11.02.2000) в выпуске:

ПЕРВЫЕ ОТЗЫВЫ


Ой, подписался на Вашу рассылку, хочу приободрить! Очень многообещающий анонс, жутко хочется, чтоб не задохнулась идея (а то бывает так)... Надеюсь все получится.

Идеи не задыхаются, пока не выдохлось пиво :)))

Я с удовольствием подпишусь на Вашу рассылку. Пожалуйста, сообщите, Что для этого надо.

Как минимум Пентиум 3 и 128 Мб оперативки. На меньшей конфигурации возможны торможения в рендеринге запятых...

Даже Вы, специалист со стажем, в своей вступительной статье, предваряющей открытие рассылки, применили слово "шестнадцатЕричный" неправильно.

Именно потому я и написал с буквой И. Нет никаких причин писать Е. Шестнадцатилетний, шестнадцатиэтажный. ШестидесятИричный, если что. В книжке по информатике, что у меня на полке стоит, написано тоже с буквой И. Это плюс.
НО: словарь ОРФО выдает шестнадцатЕричный. Это минус.
ВосьмЕричный тоже пишется с Е.
НО: если это слово образовано не от слова "восемь", а от слова "восьмерка", то Е оказывается в корне и не сливается с соединительной.
ШестЕричный аналогично --шестЕрка. Е в корне. А где же слово "шестнадцатЕрка"? С Е в корне?

Почему в вашей рассылке вы не хотите заострять внимание на ''ложить'' и ''класть''? Думаю, это было бы полезно

Полезнее просто иметь под рукой орфографический словарь (хотя бы на Си-Ди)

Не лишним так же было бы, как мне кажется, обратить внимание на слова, в которых многие неправильно ставят ударение.

Обратим..

Не могли бы Вы в своей рассылке использовать не такой громадный размер шрифта?

Виноват, исправился... Не мелко теперь?
Если что, у вас должна быть фишка-регулятор "Размер шрифта"
Кстати, вид рассылки оптимизирован под "Эксплорер". В "Нетскейпе" может быть немного иначе.

ГРАМОТНЫ ЛИ ОТЛИЧНИКИ?

В школе мы получали оценки по иностранному языку, в том числе и пятерки. Как вы думаете, пятерка по английскому в аттестате гарантирует ее обладателю легкость и непринужденность в общении с настоящими англичанами? Не были ли вы свидетелями случаев, когда отличники не могли даже толком понять, о чем им говорят. Так что же, пятерки им поставлены несправедливо? Да нет, ребята действительно знают таблицу неправильных глаголов и наизусть отвечают темы. Они конструируют правильные фразы, переводят тексты. У учителей к ним претензий нет. Но беда в том, что этого недостаточно, потому что существует

ДВА УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ:

1. Соблюдение правил орфографии, пунктуации, грамматики, базовых правил произношения, владение стандартным запасом слов.
2. Соблюдение принципов стилистики, культуры речи, риторики, орфоэпии, владение большим запасом "разностилевых" слов, различение оттенков смысла синонимов. Школа дает владение иностранным языком на первом уровне, а дальше... каждый решает сам.

Теперь посмотрим, как обстоят дела с русским языком. На каком уровне мы им владеем? Тут однозначного ответа нет. Мы с детства говорим по-русски, знаем много слов, имеем представление о том, в каких случаях сказать _устал_, а в каких _замучился_; как в определенной ситуации лучше охарактеризовать предмет -_классный_ или _великолепный_. Так что же, второй уровень освоен нами в полном объеме? А как правильно - _кремы_ или _крема_, _договоры_ или _договора_? Кроме того, а нет ли у нас пробелов в подготовке первого уровня - всегда ли мы точно ставим запятые, правильно пишем или произносим слова? Кто рискнет сказать, что он полностью знает школьный курс русского языка, который в основном посвящен именно изучению первого уровня?
Получается интересная картина - можно знать язык немного на первом уровне, немного на втором, но ни одним уровнем не владеть полностью. Это типично для большинства людей.
Почему же нельзя останавливаться на достигнутом?
Ну, во-первых... можно. Нас понимают, мы понимаем - для многих этого достаточно.
Но, во-вторых, очень часто те, кто удовлетворился первым ответом, оказываются беспомощными в спорах, с трудом понимают сложный художественный текст, им недоступно наслаждение поэзией, и очень часто они не могут полно и правильно выразить свои мысли.

А ученые давно заметили _тесную связь_ между правильностью речи и правильностью мышления, поэтому, если человек путается в словах, сбивчиво и невнятно что-то пытается объяснить, знайте - у него и в мыслях такая же путаница, "каша в голове".
БЕСПОРЯДОК В СЛОВАХ - ЭТО БЕСПОРЯДОК В МЫСЛЯХ!

ПРОСТЫЕ МЫСЛИ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ, СЛОЖНЫЕ МЫСЛИ, ВЫРАЖЕННЫЕ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ, МОГУТ БЫТЬ НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫ, ПОЭТОМУ ИХ ПРИХОДИТСЯ ВЫРАЖАТЬ СЛОЖНО!!! (Почитайте Канта, поймете, о чем я.)

Кстати, найдете ли вы орфографическую ошибку в рекламе принтера ******?
"Как бы Вы не спешили, в Вашем распоряжении всегда будут картинки потрясающего фотографического качества".
По одной этой строчке я уже могу приблизительно представить, каков уровень гуманитарной подготовки специалистов по рекламе. А вы?
(Ответ в следующем выпуске)

Открытое обращение к премьер-министру РФ В.Путину:
О грамотности в России


(опубликованное Б.Бердичевским до известных событий 31 декабря...)

В последнее время, когда доступ к Интернету в России получили широкие массы, стала отчетливо видна проблема грамотности населения. Многие стремятся сделать свои ресурсы в Сети, и это неудивительно. Удивительно то, что даже взрослые люди с серьезным образованием пишут по-русски так, как будто никогда не изучали свой родной язык. Полагаем, ни у кого не возникает сомнения в том, что язык является частью культуры нации. Нет языка - нет культуры, нет нации.
Корень проблемы - в труде учителей. Только они могут сделать общество культурным.
Для решения комплекса проблем, связанных с обучением русскому языку и литературе, представляется целесообразным следующее.
1. Рациональное изменение программ обучения русскому языку и литературе в учебных заведениях, привлечение к разработке новых учебных программ ведущих специалистов в этой области. Выявление и использование положительного опыта в этом деле.
2. Изучение правил и грамматики русского языка должно вестись так, чтобы обучаемому не было скучно, ведь простое зазубривание многочисленных правил и исключений может запросто отвратить обучаемого от предмета, и польза будет нулевая.
3. Широкое использование для обучения возможностей Интернета. Интернет предоставляет уникальную возможность обучения на расстоянии, консультаций со специалистами по русскому языку и литературе, в частности, в вопросах правописания, проведения экзаменов, конкурсов, викторин и прочее.
4. Широкая пропаганда русского языка, открытие кружков грамотности, различных курсов и прочее.
5. Поэтапное, от факультативных занятий до обязательных предметов, введение преподавания русского языка и литературы в высших учебных заведениях.
6. Материальное поощрение создания и проведения различных конкурсов, викторин, игр, связанных с русским языком и литературой, на радио и телевидении.
7. Достойное материальное и моральное вознаграждение работы учителей русского языка и литературы.
Необходимо сделать все для того, чтобы знание русского языка и литературы было престижным, а незнание - позорным.
Мы понимаем, что для реализации предложенных мер потребуются годы и огромные финансовые вложения. Но если мы хотим сохранить русскую культуру не только в музеях, надо действовать.

От "реального" мира:
Василий Головачев, писатель
Юрий Никитин, писатель
От мира Интернета:
Борис Бердичевский, веб-обозреватель borisba@actcom.co.il
Александр Ласкин, координатор грамматического конкурса "Золотая клякса" robert@online.nsk.su

ЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ВАШ "СПЕЛЛЧЕКЕР"


Вера людей в силу современных технологий безгранична. Часто мне приходилось слышать, что скоро нужда в изучении языка отпадет в связи с тем, что компьютерный текстовый процессор сам проверит орфографию, сам расставит запятые, сам переведет на иностранный язык. Истины ради следует признать, что все идет к этому. Но есть одно большое НО!
Ваш спеллчекер не сумеет отличить такие формы слов, как "находится" и "находиться", "не важно" и "неважно", "пишите" и "пишете". Тут все упирается в значение слова в контексте, которого компьютер пока не понимает. И уж совсем наивны те, кто думает, что программа может расставить запятые (сам видел таких ламеров, доверяющих Ворду расстановку знаков :-))


Успехов! Жду писем!

Вверх