НАЧНЕМ ПОТИХОНЬКУ
Сегодня (08.02.2000) в выпуске:
Необходимые пояснения
Начиная новое дело,
человек обычно задает себе два вопроса -- "зачем?" и "как?" Открывая
этим выпуском свою рассылку "Грамотность и культура речи для сомневающихся", я
лапидарно (т. е. кратко : )) отвечу на эти
вопросы.
1. Зачем? Ну, а зачем вы
потянулись мышкой к форме подписки на эту
рассылку и ввели свой адрес? Вот и ответ на
первый вопрос... А если серьезно, то можно
долго обосновывать цели и задачи рассылки, но
это лишнее. Все будет ясно из текста.
2. Как? Я преподаю
русский язык и риторику в вузе вот уже 10 лет.
За это время я понял, что подавать студентам эти
дисциплины надо так, чтобы было интересно прежде
всего мне самому. И чем дольше я учу людей
правилам русского языка, тем больше интересного
нахожу в этом предмете и тем легче мне ввести
определенную интригу в учебный процесс, что
нравится студентам. Жаль, что во время лекции я
вынужден ограничивать себя рамками учебного
плана, оставляя многие по-настоящему интересные
вещи "за бортом". Кроме того, хочется
рассказать о своем понимании предмета нашей
рассылки всем заинтересованным людям. А таких
(вас, уважаемые подписчики!) уже несколько
тысяч. Какой лектор не мечтал о такой аудитории
любознательных слушателей! ; -))
Зачем и как
Я не буду в своих
материалах пересказывать страницы учебных
пособий - их можно запросто купить в книжном
магазине. Я не буду тащить вас сквозь дебри
грамматики. Я просто хочу убедить вас, что
говорить грамотно может каждый и что тройка (два
в уме:-)) по русскому в аттестате означает лишь
то, что этот должок за вами и настал момент с
ним покончить (к тому же не отходя от любимого
компьютера :-))
Грубо разобьем наши
материалы на две части - теорию и практику.
Проанализируем сначала, что такое язык, что
такое речь, что вообще значат для нас слова
"русский язык" (а что они для вас
значат?), посмотрим, как работает механизм
речевой коммуникации и на чем основаны все
современные риторические методики. Да много
всего... Задавайте по ходу вопросы,
сориентируемся. (Только, пожалуйста, не
спрашивайте, как правильно: "ложить"
или "класть", "их" или
"ихний"?)
Преамбула
Как вы помните, я уже вел
лекции по грамотности в рассылке Сергея
Михайлова. Большой поток писем убедил меня в
том, что тема актуальна и востребована.
Поэтому-то и пришлось открыть "собственную
лавочку". (Первые лекции во многом
повторяют материалы, опубликованные у Михайлова,
- это, я думаю, не должно вызвать нареканий.)
Это была преамбула...
А вот теперь и "амбула"...
Русский язык и "как с
ним бороться":)
"Почему мне
обязательно нужно грамотно говорить и писать
по-русски? Я понимаю, меня понимают-- чего же
еще?".
Такой вопрос задают себе тысячи
русских школьников и студентов, томящихся на
уроках родного языка. Но вслух его не
произносят. Ибо... ответ примерно
следующий: "Надо, Федя, надо! Это наука
такая". Не знаю, как других, а меня этот
ответ никогда не удовлетворял. Я интуитивно
чувствовал, что причина того, что нужно говорить
правильно, лежит в какой-то иной плоскости, не
чисто филологической. Но в какой (каких) именно?
Приведу ход моих дальнейших рассуждений. Начну
издалека. Все эти разговоры о том, что надо
оберегать культуру родного языка, иначе он
деградирует и выродится, считаю (спокойно,
коллеги!) демагогией. Подумайте: если бы мы
истово оберегали язык со времен Дмитрия
Донского, то и сейчас бы разговаривали на
древнерусском. Так ли уж он лучше современного
русского? Если бы Пушкин трепетно относился к
языку Антиоха Кантемира, то и сейчас бы мы
употребляли словечки типа "зело, поелику,
вельми". Кстати, в них нет ничего
зазорного, слова как слова. Но неужели без них
язык стал беден? Нет, язык должен развиваться и
искусственно его не сдержишь.
Но значит ли это,
что мы можем говорить как угодно, тем самым
развивая язык? Значит ли это, что наши
непонимание грамматики и нарушение ее норм
однозначно обогащают речь? Так надо или не надо
соблюдать нормы языка? Опять приходим, таким
образом, к исходному вопросу. Тут остановимся и
введем два термина: язык и речь. Язык (если коротко) -- это коммуникативная
система хомо сапиенс. Речь -- способ
материального/индивидуального существования этой
системы. Чувствуете разницу? Не совсем?
Тогда возьмем для примера таблицу умножения. Это
определенная система. Наше представление о ней
-- индивидуальная форма существования системы. У
двоечника Сидорова эта форма такая: 5*7=37, а у
отличницы Петровой -- этакая: 5*7=35. Но самой
таблице глубоко безразличны как Сидоров, так и
Петрова. Она есть -- и все. Даже если все люди
перейдут на шестнадцатиричную систему, таблице
умножения это никак не повредит. Ее создали один
раз, и она теперь будет существовать вечно.
Языку тоже, по большому счету, все равно, кто и
как на нем говорит. Он уже создан и закреплен
как письменно, так и в других формах. Даже если
все люди начнут говорить по-марсиански, языку (в
нашем случае -- русскому) ничего не будет (если
только марсиане не уничтожат все материальные
носители: словари, грамматики, тексты).
Как
ничего не сделалось латинскому, на котором уже
почти 2 тысячи лет не говорят как на родном. Как
ничего не сделалось ивриту, возрожденному из
небытия. Достали, отряхнули -- и стали
пользоваться "как родным".
Вынужден
разочаровать "принципиальных
пуристов": все, русский язык состоялся, на
нем написаны сотни миллионов книг, и мы никак
его не испортим, даже если очень захотим...
Испортим мы лишь... свою речь.