Грамотность и культура речи..."для сомневающихся"

(автор рассылки Алексей Мурнаев)

amur@megalog.ru
архив рассылки http://poetry.org.ru/gramota

ВЫПУСК 1

НАЧНЕМ ПОТИХОНЬКУ

Сегодня (08.02.2000) в выпуске:

Необходимые пояснения

Начиная новое дело, человек обычно задает себе два вопроса -- "зачем?" и "как?" Открывая этим выпуском свою рассылку "Грамотность и культура речи для сомневающихся", я лапидарно (т. е. кратко : )) отвечу на эти вопросы.

1. Зачем? Ну, а зачем вы потянулись мышкой к форме подписки на эту рассылку и ввели свой адрес? Вот и ответ на первый вопрос... А если серьезно, то можно долго обосновывать цели и задачи рассылки, но это лишнее. Все будет ясно из текста.

2. Как? Я преподаю русский язык и риторику в вузе вот уже 10 лет. За это время я понял, что подавать студентам эти дисциплины надо так, чтобы было интересно прежде всего мне самому. И чем дольше я учу людей правилам русского языка, тем больше интересного нахожу в этом предмете и тем легче мне ввести определенную интригу в учебный процесс, что нравится студентам. Жаль, что во время лекции я вынужден ограничивать себя рамками учебного плана, оставляя многие по-настоящему интересные вещи "за бортом". Кроме того, хочется рассказать о своем понимании предмета нашей рассылки всем заинтересованным людям. А таких (вас, уважаемые подписчики!) уже несколько тысяч. Какой лектор не мечтал о такой аудитории любознательных слушателей! ; -))

Зачем и как

Я не буду в своих материалах пересказывать страницы учебных пособий - их можно запросто купить в книжном магазине. Я не буду тащить вас сквозь дебри грамматики. Я просто хочу убедить вас, что говорить грамотно может каждый и что тройка (два в уме:-)) по русскому в аттестате означает лишь то, что этот должок за вами и настал момент с ним покончить (к тому же не отходя от любимого компьютера :-))

Грубо разобьем наши материалы на две части - теорию и практику. Проанализируем сначала, что такое язык, что такое речь, что вообще значат для нас слова "русский язык" (а что они для вас значат?), посмотрим, как работает механизм речевой коммуникации и на чем основаны все современные риторические методики. Да много всего... Задавайте по ходу вопросы, сориентируемся. (Только, пожалуйста, не спрашивайте, как правильно: "ложить" или "класть", "их" или "ихний"?)

Преамбула

Как вы помните, я уже вел лекции по грамотности в рассылке Сергея Михайлова. Большой поток писем убедил меня в том, что тема актуальна и востребована. Поэтому-то и пришлось открыть "собственную лавочку". (Первые лекции во многом повторяют материалы, опубликованные у Михайлова, - это, я думаю, не должно вызвать нареканий.)

Это была преамбула...

А вот теперь и "амбула"...

Русский язык и "как с ним бороться":)

"Почему мне обязательно нужно грамотно говорить и писать по-русски? Я понимаю, меня понимают-- чего же еще?".
Такой вопрос задают себе тысячи русских школьников и студентов, томящихся на уроках родного языка. Но вслух его не произносят. Ибо... ответ примерно следующий: "Надо, Федя, надо! Это наука такая".

Не знаю, как других, а меня этот ответ никогда не удовлетворял. Я интуитивно чувствовал, что причина того, что нужно говорить правильно, лежит в какой-то иной плоскости, не чисто филологической. Но в какой (каких) именно? Приведу ход моих дальнейших рассуждений.

Начну издалека. Все эти разговоры о том, что надо оберегать культуру родного языка, иначе он деградирует и выродится, считаю (спокойно, коллеги!) демагогией. Подумайте: если бы мы истово оберегали язык со времен Дмитрия Донского, то и сейчас бы разговаривали на древнерусском. Так ли уж он лучше современного русского? Если бы Пушкин трепетно относился к языку Антиоха Кантемира, то и сейчас бы мы употребляли словечки типа "зело, поелику, вельми". Кстати, в них нет ничего зазорного, слова как слова. Но неужели без них язык стал беден? Нет, язык должен развиваться и искусственно его не сдержишь.
Но значит ли это, что мы можем говорить как угодно, тем самым развивая язык? Значит ли это, что наши непонимание грамматики и нарушение ее норм однозначно обогащают речь? Так надо или не надо соблюдать нормы языка? Опять приходим, таким образом, к исходному вопросу.

Тут остановимся и введем два термина: язык и речь. Язык (если коротко) -- это коммуникативная система хомо сапиенс. Речь -- способ материального/индивидуального существования этой системы. Чувствуете разницу? Не совсем?

Тогда возьмем для примера таблицу умножения. Это определенная система. Наше представление о ней -- индивидуальная форма существования системы. У двоечника Сидорова эта форма такая: 5*7=37, а у отличницы Петровой -- этакая: 5*7=35. Но самой таблице глубоко безразличны как Сидоров, так и Петрова. Она есть -- и все. Даже если все люди перейдут на шестнадцатиричную систему, таблице умножения это никак не повредит. Ее создали один раз, и она теперь будет существовать вечно.

Языку тоже, по большому счету, все равно, кто и как на нем говорит. Он уже создан и закреплен как письменно, так и в других формах. Даже если все люди начнут говорить по-марсиански, языку (в нашем случае -- русскому) ничего не будет (если только марсиане не уничтожат все материальные носители: словари, грамматики, тексты).
Как ничего не сделалось латинскому, на котором уже почти 2 тысячи лет не говорят как на родном. Как ничего не сделалось ивриту, возрожденному из небытия. Достали, отряхнули -- и стали пользоваться "как родным".

Вынужден разочаровать "принципиальных пуристов": все, русский язык состоялся, на нем написаны сотни миллионов книг, и мы никак его не испортим, даже если очень захотим...

Испортим мы лишь... свою речь.


Вверх